Показать текст
Смартфон вместо инспектора: какие изменения ждут автомобилистов
Владимир Путин утвердил перечень поручений правительству по разработке изменений и дополнений в федеральные законы. Уже к середине года в законодательстве появятся нормы о принудительном лечении пьяных водителей, упрощении европротокола и изменении коэффициентов ОСАГО. К концу года скорректируют правила использования детских кресел, разрешат использование радиометок в номерах и позволят гражданам самим фиксировать нарушения при помощи смартфонов. Все эти изменения будут проведены в рамках плана по борьбе с аварийностью, который премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил в августе прошлого года.
Принудительное лечение пьяных водителей
До 1 июня правительство должно внести в Госдуму законопроект о введении обязательной реабилитации и лечении водителей, наказанных за вождение в пьяном виде или за отказ от медицинского освидетельствования. Направлять на лечение будут по решению суда, а все процедуры должны будут проводиться в государственной клинике по месту регистрации. Степень зависимости человека от алкоголя определит состав лечения – от профилактических лекций до полноценного лечения и постановки на учет в наркодиспансер.
Денежный залог для нетрезвых автомобилистов
Для возврата автомобиля, эвакуированного у нетрезвого водителя, придется заплатить залог в размере максимального штрафа по соответствующей статье КоАП, то есть 30 тыс. рублей. Эта сумма будет учтена при вынесении судебного решения о наказании водителя, либо возвращена, есть последний будет оправдан. Вернуть автомобиль после уплаты залога можно будет в тот же день. Сейчас автомобиль пьяного водителя задерживается и эвакуируется на штрафстоянку по стандартным тарифам, установленным в каждом конкретном регионе.
Ограничение доступа к госуслугам для должников
Неплательщикам с суммой задолженности по штрафам более 10 тыс. руб. ограничат доступ к ряду госуслуг. Еще в начале февраля авторы проекта заявили о том, что подобный механизм может наложить ограничения на получении загранпаспорта, сдачу экзаменов в ГИБДД или совершение регистрационных действий с автомобилем. При этом доступ к жизненно необходимым услугам, например, связанным с получением гражданского паспорта, образовательными или медицинскими учреждениями, ограничен не будет.
Упрощение европротокола
Все незначительные ДТП будут оформляться без участия ГИБДД. К 15 июня Банк России совместно с Российским союзом автостраховщиков (РСА) и ГИБДД должны представить предложения по упрощению процедуры европротокола. Идея в том, чтобы создать четкий перечень ситуаций, в которых нужно и не нужно вызывать сотрудников автоинспекции, при этом по умолчанию большая часть аварий будет оформляется без ГИБДД. Новые правила должны заработать со следующего года.
Дорогое ОСАГО для злостных нарушителей
РСА готовит проект системы повышающих коэффициентов для злостных нарушителей, которые заметно увеличат стоимость полиса, а также систему скидок на ОСАГО для дисциплинированных водителей. По предварительной информации, страховщики рассматривают два варианта системы. В первом случае будут учитываться все нарушения, во втором – только серьезные, например, езда по встречной полосе, проезд на запрещающий сигнал светофора или вождение в пьяном виде. Стоимость полиса для тех, кто нарушал ПДД в течение года более пяти раз, может вырасти вдвое, а у имеющих несколько десятков нарушений – втрое. Самый радикальный вариант для серьезных нарушений может увеличить стоимость ОСАГО в восемь раз.
Штрафы без ГИБДД
Региональные власти могут получить некоторые полномочия по оформлению нарушений ПДД, которые сейчас есть только у ГИБДД. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы еще год назад по инициативе столичного дептранса, который выразил готовность самостоятельно оформлять нарушения, зафиксированные камерами, без привлечения сотрудников ГИБДД. Однако тогда проект вызвал критику как со стороны автоинспекции, так и со стороны правозащитников. Владимир Путин попросил к 1 июля представить предложения о наделении регионов такими полномочиями. Сейчас Москва может самостоятельно оформлять только нарушения правил парковки в городе, а законопроект предполагает передачу городу право выписывать штрафы по 38 нарушениям, включая превышение скорости, выезд на выделенную полосу и обочину.
Повышение штрафов за «зебру»
ГИБДД по-прежнему рапортует о высокой аварийности на пешеходных переходах, поэтому президент поручил проработать вопрос об усилении ответственности водителей, которые не уступают дорогу пешеходам на переходах. К концу года в КоАП должны быть внесены соответствующие изменения. Конкретных предложений в Госдуму не поступало, но речь может идти о штрафе в 3 000 руб. против нынешних 1,5 тыс. рублей.
Радиометки в номерах
Также к концу года законодательство разрешит использование регистрационных знаков с встроенными RFID-радиометками, а также автоматическую фиксацию нарушений ПДД при помощи этих меток. Эта мера, по мнению президента, позволит считывать информацию о машине на ходу, а также поможет бороться с теми, кто скрывает номера от камер или снимает регистрационные знаки на парковке. Кроме того, такие метки могут использоваться для автоматической оплаты платных дорог и помогут в поиске угнанных автомобилей. Идею подал премьер Дмитрий Медведев еще в 2013 г., а год назад были представлены работающие прототипы системы.
Новые правила использования детских кресел
В следующем году в правилах должны появиться уточненные нормы использования детских кресел. Действующие ПДД содержат расплывчатые формулировки об обязанности использовать устройства, соответствующих весу и росту ребенка при перевозке детей до 12 лет. В новой редакции будет введена обязанность возить в автокресле маленьких детей в возрасте до 6 или 7 лет, а детей старшего возраста – либо в кресле, либо на бустере или вовсе без устройства на усмотрение родителей. В первом случае штраф за нарушение требования составит 3 000 руб., во втором наказание не предусматривается вовсе. Прежде некоторые депутаты предлагали обозначить границы роста и веса ребенка, при которых обязательно использование детского удерживающего устройства.
Штраф по фотографии
К концу года законодательство позволит штрафовать нарушителей без протоколов ГИБДД на основании фотографий или видеозаписей граждан, сделанных при помощи официальных мобильных приложений. Частные видеоматериалы будут использоваться в том числе и для наказания водителей, действия которых подпадают под термин «опасное вождение». Сам термин будет утвержден и внесен в законодательство в мае, как и ответственность за соответствующее нарушение. Нарушители будут получать штрафные квитанции по почте. Существующее в Москве приложение «Помощник Москвы» ужен сейчас позволяет пожаловаться на некоторые нарушения правил парковки, но имеет очень ограниченный функционал.
Запрет на оставление в машине детей
Автовладельцам официально запретят оставлять в машине детей без взрослого. За нарушение этого требования будет введен штраф, но размер его пока не определен. Эту инициативу на госсовете внес уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, причем чиновник предложил даже лишать водителей прав, приравняв нарушение к езде в пьяном виде или выезду на встречную полосу. Не определена пока и граница возраста детей, которые подпадают под нововведение. Астахов предлагал установить ее на уровне 6 или 12 лет.
Владимир Путин утвердил перечень поручений правительству по разработке изменений и дополнений в федеральные законы. Уже к середине года в законодательстве появятся нормы о принудительном лечении пьяных водителей, упрощении европротокола и изменении коэффициентов ОСАГО. К концу года скорректируют правила использования детских кресел, разрешат использование радиометок в номерах и позволят гражданам самим фиксировать нарушения при помощи смартфонов. Все эти изменения будут проведены в рамках плана по борьбе с аварийностью, который премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил в августе прошлого года.
Принудительное лечение пьяных водителей
До 1 июня правительство должно внести в Госдуму законопроект о введении обязательной реабилитации и лечении водителей, наказанных за вождение в пьяном виде или за отказ от медицинского освидетельствования. Направлять на лечение будут по решению суда, а все процедуры должны будут проводиться в государственной клинике по месту регистрации. Степень зависимости человека от алкоголя определит состав лечения – от профилактических лекций до полноценного лечения и постановки на учет в наркодиспансер.
Денежный залог для нетрезвых автомобилистов
Для возврата автомобиля, эвакуированного у нетрезвого водителя, придется заплатить залог в размере максимального штрафа по соответствующей статье КоАП, то есть 30 тыс. рублей. Эта сумма будет учтена при вынесении судебного решения о наказании водителя, либо возвращена, есть последний будет оправдан. Вернуть автомобиль после уплаты залога можно будет в тот же день. Сейчас автомобиль пьяного водителя задерживается и эвакуируется на штрафстоянку по стандартным тарифам, установленным в каждом конкретном регионе.
Ограничение доступа к госуслугам для должников
Неплательщикам с суммой задолженности по штрафам более 10 тыс. руб. ограничат доступ к ряду госуслуг. Еще в начале февраля авторы проекта заявили о том, что подобный механизм может наложить ограничения на получении загранпаспорта, сдачу экзаменов в ГИБДД или совершение регистрационных действий с автомобилем. При этом доступ к жизненно необходимым услугам, например, связанным с получением гражданского паспорта, образовательными или медицинскими учреждениями, ограничен не будет.
Упрощение европротокола
Все незначительные ДТП будут оформляться без участия ГИБДД. К 15 июня Банк России совместно с Российским союзом автостраховщиков (РСА) и ГИБДД должны представить предложения по упрощению процедуры европротокола. Идея в том, чтобы создать четкий перечень ситуаций, в которых нужно и не нужно вызывать сотрудников автоинспекции, при этом по умолчанию большая часть аварий будет оформляется без ГИБДД. Новые правила должны заработать со следующего года.
Дорогое ОСАГО для злостных нарушителей
РСА готовит проект системы повышающих коэффициентов для злостных нарушителей, которые заметно увеличат стоимость полиса, а также систему скидок на ОСАГО для дисциплинированных водителей. По предварительной информации, страховщики рассматривают два варианта системы. В первом случае будут учитываться все нарушения, во втором – только серьезные, например, езда по встречной полосе, проезд на запрещающий сигнал светофора или вождение в пьяном виде. Стоимость полиса для тех, кто нарушал ПДД в течение года более пяти раз, может вырасти вдвое, а у имеющих несколько десятков нарушений – втрое. Самый радикальный вариант для серьезных нарушений может увеличить стоимость ОСАГО в восемь раз.
Штрафы без ГИБДД
Региональные власти могут получить некоторые полномочия по оформлению нарушений ПДД, которые сейчас есть только у ГИБДД. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы еще год назад по инициативе столичного дептранса, который выразил готовность самостоятельно оформлять нарушения, зафиксированные камерами, без привлечения сотрудников ГИБДД. Однако тогда проект вызвал критику как со стороны автоинспекции, так и со стороны правозащитников. Владимир Путин попросил к 1 июля представить предложения о наделении регионов такими полномочиями. Сейчас Москва может самостоятельно оформлять только нарушения правил парковки в городе, а законопроект предполагает передачу городу право выписывать штрафы по 38 нарушениям, включая превышение скорости, выезд на выделенную полосу и обочину.
Повышение штрафов за «зебру»
ГИБДД по-прежнему рапортует о высокой аварийности на пешеходных переходах, поэтому президент поручил проработать вопрос об усилении ответственности водителей, которые не уступают дорогу пешеходам на переходах. К концу года в КоАП должны быть внесены соответствующие изменения. Конкретных предложений в Госдуму не поступало, но речь может идти о штрафе в 3 000 руб. против нынешних 1,5 тыс. рублей.
Радиометки в номерах
Также к концу года законодательство разрешит использование регистрационных знаков с встроенными RFID-радиометками, а также автоматическую фиксацию нарушений ПДД при помощи этих меток. Эта мера, по мнению президента, позволит считывать информацию о машине на ходу, а также поможет бороться с теми, кто скрывает номера от камер или снимает регистрационные знаки на парковке. Кроме того, такие метки могут использоваться для автоматической оплаты платных дорог и помогут в поиске угнанных автомобилей. Идею подал премьер Дмитрий Медведев еще в 2013 г., а год назад были представлены работающие прототипы системы.
Новые правила использования детских кресел
В следующем году в правилах должны появиться уточненные нормы использования детских кресел. Действующие ПДД содержат расплывчатые формулировки об обязанности использовать устройства, соответствующих весу и росту ребенка при перевозке детей до 12 лет. В новой редакции будет введена обязанность возить в автокресле маленьких детей в возрасте до 6 или 7 лет, а детей старшего возраста – либо в кресле, либо на бустере или вовсе без устройства на усмотрение родителей. В первом случае штраф за нарушение требования составит 3 000 руб., во втором наказание не предусматривается вовсе. Прежде некоторые депутаты предлагали обозначить границы роста и веса ребенка, при которых обязательно использование детского удерживающего устройства.
Штраф по фотографии
К концу года законодательство позволит штрафовать нарушителей без протоколов ГИБДД на основании фотографий или видеозаписей граждан, сделанных при помощи официальных мобильных приложений. Частные видеоматериалы будут использоваться в том числе и для наказания водителей, действия которых подпадают под термин «опасное вождение». Сам термин будет утвержден и внесен в законодательство в мае, как и ответственность за соответствующее нарушение. Нарушители будут получать штрафные квитанции по почте. Существующее в Москве приложение «Помощник Москвы» ужен сейчас позволяет пожаловаться на некоторые нарушения правил парковки, но имеет очень ограниченный функционал.
Запрет на оставление в машине детей
Автовладельцам официально запретят оставлять в машине детей без взрослого. За нарушение этого требования будет введен штраф, но размер его пока не определен. Эту инициативу на госсовете внес уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, причем чиновник предложил даже лишать водителей прав, приравняв нарушение к езде в пьяном виде или выезду на встречную полосу. Не определена пока и граница возраста детей, которые подпадают под нововведение. Астахов предлагал установить ее на уровне 6 или 12 лет.