Физику учим-учим!) - мощный диод Шотки паралельно двиглу: катодом на + анодом на - ! - не наоборот!) а можно ещё до кучи и на сам транзистор повесить - так надёжнее. Близко рядом там не тепловой пробой - полевики эти и +120 выдержат при этом у них ещё с ростом температуры порисходит ограничение пропускаемого через них тока автоматом - ну немогут они горячие большие токи тягать - леняться)
в момент отключения питания от индуктивности (моторчик, катушка индуктивности, etc.) на ее выходах возникает удвоенная обратная ЭДС. Посмотри на плате должен стоять диод, который защищает сток-исток полевика от такого неприятного эффекта. Прозвони диод. Соответственно на стоке должен быть катод диода, на истоке - анод. Если диода нет, то как сказали - надо обязательно поставить
Поздно тему заметил. Посмотри IRF2804. Самое то. Если проблема в перегреве, то лучше не придумаешь. Транзистор греется из-за высокого сопротивления перехода. У 3205 это 8 мОм. У 2804 на сегодняшний день самое низкое сопротивление из всех - 2 мОм. Сам лично проверял - 2 мОм абсолютно честные. Это сопротивление в четыре раза ниже, чем у 3205. Соответственно, греться он будет в шестнадцать(!) раз меньше.
Диод можно, например, SR540, SR560, SR506 и т.д. Лучше всех из них себя показал SR540. Если ставить более мощный по току или напряжению, он будет сильнее греться из-за большего внутреннего сопротивления.
Он вооще греться не должен. Там импульсное регулирование. Может он не входит в насыщение. Не исключена и неисправность в моторе, витковое якоря например. Надо ток померить и форму напряжения на затворе и стоке......
Да кто тебе такое сказал? Ты думаешь, когда транзистор полностью открыт, его сопротивление равно нулю? Извини, но это не сверхпроводник. Сопротивление перехода у 3205 - 8 мОм. Допустим, коммутируемый им ток равен 10 Ампер. Считаем. P=I²R. Получаем - P=10²×0,008=0,8
То есть, на транзисторе рассеиваемая мощность - 800 милливатт, если он включен постоянно. А это достаточно ощутимый нагрев. Соответственно, с уменьшением периода ШИМ-модуляции выделяемая теплота уменьшаяется пропорционально периоду ШИМ.
Вот ты говоришь - импульс. А ничего, что длительность импульса в зависимости от режима может быть как 0, так и 10, 50, 70, 99 и даже 100 процентов от общего времени открытия транзистора? Импульсный режим - промежуточный. Когда используется ШИМ-модуляция - чтобы организовать промежуточные режимы работы вентилятора, на которых он греется меньше. Но он не может вообще не греться - смотри формулу выше.
Поэтому я и посоветовал 2804 (сопротивление перехода - 2 мОм). Считай - P=10²×0,002. Получается 200 милливатт. То есть он греется в четыре разе меньше, чем 3205 при том же токе коммутации!
Если бы транзисторы вообще не грелись, зачем бы им нужны были радиаторы? Это фантастика.
Да ежу понятно про переход. Под понятием "греться не должен" я имел в виду серьёзный перегрев, который может вывести прибор из строя. 200 мВт, и даже 1 Вт. не нагреют транз. с маленьким радиатором до такой температуры. Пример из практики. Шуруповёрт аккумуляторный. Регулировка в кнопке. Принцип тот-же. Управляемый шимконтроллер, 12 или 18 вольт, и токи не хилые бегают. И ничего не греется. Причину надо найти, а не менять транзисторы по несколько раз. Типа горит предохранитель 1 А, давай 10 поставим. Ток не сложно померить.
Так бы сразу и говорил, а то в заблуждение вводишь. А нагреть транзистор до критической температуры может и 1 Ватт, и даже 200 милливатт, если нет теплоотдачи - например, радиатор чем-то закрыт наглухо. Причину, конечно же надо устранять. Но если причина в том, что изначально конструкторами установлен транзистор, не способный работать в требуемых условиях, или если при сборке поставили не тот транзистор (то есть, поставили 3205, а должен был стоять 2804, например), то нужно его заменить на тот, который способен там работать. Аналогия с предохранителем очень удачна. На ведь и предохранители, бывает, неправильно рассчитывают. Например, на старой модели стоял предохранитель и стояла нагрузка. На новой модели поставили более мощную нагрузку, а тип предохранителя сменить забыли. Вот он и горит постоянно. Тут хоть заищись причину.